Что такое общий анализ крови?

Общий анализ крови (ОАК) – самый распространенный анализ, сдавать который приходилось каждому человеку. ОАК используется как один из самых важных методов обследования при большинстве заболеваний, а в диагностике заболеваний системы кроветворения ему отводится особая роль. Однако, отклонения, выявляемые в ОАК, чаще всего неспецифичны (т.е. дают информацию не о конкретном заболевании, а выявляют общий патологический процесс в организме, например – воспаление или анемию).

КАК ПРАВИЛЬНО СДАТЬ ОБЩИЙ АНАЛИЗ КРОВИ?
Клеточный состав крови человека достаточно постоянен в течение суток. Однако, небольшие колебания происходят в течение дня под влиянием приема пищи, физических и психоэмоциональных нагрузок и т. п. Чтобы устранить влияние этих факторов, кровь для анализов предпочтительно брать в одно и тоже время и при одинаковых условиях. Специальной подготовки к исследованию не требуется, но классический забор крови осуществляется в утренние часы, натощак.
Кровь для общего анализа может быть капиллярной (из пальца) или венозной.

ВАЖНО!
В Клинике Крови – ОАК выполняется в собственной лаборатории.
Режим забора капиллярной крови на общий анализ с понедельника по пятницу с 07:30 до 11:00
Режим забора венозной крови на общий анализ с понедельника по пятницу с 07:30 до 11:00, в субботу – с 09.00 до 11.00.

КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИССЛЕДУЮТСЯ?
1. Количественный и качественный состав форменных элементов крови (клеток крови):
• определение числа, размеров, формы эритроцитов и содержания в них гемоглобина;
• определение гематокрита (отношение объема плазмы и клеток крови);
• определение общего числа лейкоцитов и процентного соотношения отдельных форм лейкоцитов (лейкоцитарная формула);
• определение числа тромбоцитов.
2. СОЭ (скорость оседания эритроцитов).

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ?
Эритроциты (красные кровяные тельца) – наиболее многочисленные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, транспортирующие кислород. Зрелые эритроциты имеют форму двояковогнутого диска. Средний срок жизни эритроцитов – 120 дней.
Гемоглобин – основной компонент эритроцитов , представляет собой сложный белок, состоящий из гема (та часть гемоглобина, которая содержит железо) и глобина (белковая часть). Главная функция гемоглобина состоит в переносе кислорода от легких к тканям и органам, а также в выведении углекислого газа из организма и регуляции кислотно-щелочного состояния.

Гематокрит – это соотношение объемов эритроцитов и плазмы, который зависит от количества и объема эритроцитов.

Лейкоциты (белые кровяные тельца) – это форменные элементы крови, основной функцией которых является защита организма от чужеродных агентов (токсинов, бактерий, вирусов). Иными словами, лейкоциты – это наш иммунитет. Образование лейкоцитов происходит в костном мозге, дальнейшее развитие части лейкоцитов проходит в лимфоузлах.
Существует 5 типов лейкоцитов: нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, моноциты и лимфоциты. Соотношение этих пяти форм в общем анализе крови называется лейкоцитарной формулой. Кроме того, лейкоциты различаются по степени зрелости. Большая часть клеток-предшественников зрелых форм лейкоцитов (юные, миелоциты, промиелоциты, бластные формы клеток), а также плазматические клетки и молодые ядерные формы эритроцитов в общем анализе крови появляются только в случае патологии.
Количество лейкоцитов в циркулирующей крови – важный диагностический показатель, который зависит от скорости притока клеток из костного мозга и скорости выхода их в ткани. Физиологическое повышение уровня лейкоцитов возникает после приема пищи, после физической нагрузки и во второй половине дня, при стрессах, воздействии холода и тепла.
Тромбоциты (кровяные пластинки) – мелкие безъядерные клетки диаметром 2-4 мкм. Они являются «осколками» мегакариоцитов костного мозга и выполняют функцию гемостаза (свертывания крови). Продолжительность жизни тромбоцитов 7-10 дней. При активации тромбоциты образуют специальные выросты, чтобы прилипать к поврежденной стенке кровеносного сосуда. Количество тромбоцитов изменяется в зависимости от времени суток, повышается при физической нагрузке.
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) – показатель скорости разделения крови в пробирке на 2 слоя: верхний (прозрачная плазма) и нижний (осевшие эритроциты). Скорость оседания эритроцитов оценивается по высоте образовавшегося слоя плазмы и измеряется в мм/час. Показатель СОЭ меняется в зависимости от множества физиологических и патологических факторов. Значение СОЭ у женщин несколько выше, чем у мужчин. Максимальный уровень СОЭ отмечается в дневное время.

КАК ПРАВИЛЬНО СДАТЬ ОБЩИЙ АНАЛИЗ КРОВИ?
Клеточный состав крови здорового человека достаточно постоянен. Поэтому различные изменения его, наступающие при заболеваниях, могут иметь важное диагностическое значение. Однако, небольшие колебания происходят в течение дня под влиянием приема пищи, физических и психоэмоциональных нагрузок и т. п. Чтобы устранить влияние этих факторов, кровь для повторных анализов следует брать в одно и тоже время и при одинаковых условиях. Специальной подготовки к исследованию не требуется, но классический забор крови осуществляется в утренние часы, натощак.
Кровь для общего анализа может быть капиллярной (из пальца) или венозной.

ВНИМАНИЕ!
Интерпретировать результат общего анализа крови может только врач! Не стоит полагаться на интернет, обратитесь к доктору! Чаще расшифровкой общего анализа занимается терапевт и если выявлены серьезные изменения – направляет пациента к врачу гематологу.

За более подробной информацией Вы можете обратиться по телефонам «Клиники Крови»: 8 (383) 303-45-24, 8-983-000-40-24.